2 июня 2015 года
По сути, в столице благая инициатива обернулась переделом рынка. В нашем городе вопреки опасениям все прошло культурно. А жители в результате реформы получили возможность усилить контроль за управляющими. Как именно, знает Богдан Бакалейко.
Необоснованно высокая квартплата, неэффективный ремонт и вечные споры с управляющей компанией теперь должны остаться в прошлом. С первого мая доверительное ведение жилищного хозяйства возможно лишь с государственной лицензией. Выдает её коллегиальный орган, состоящий из 15 членов. По 5 мест занимают представители общественных организаций, депутаты Заксобрания и представители исполнительной власти.
Богдан Бакалейко, корреспондент: «Чтобы получить лицензию, необходимо соблюсти 6 условий. Управляющиая компания должна быть зарегистрирована на территории Российской Федерации, иностранцев не допускают. Руководитель должен быть с аттестатом, а это 200 профильных вопросов - в 4 раза меньше, чем в ПДД. Не приветствуется судимость директора компании, так же как и наличие негативных отзывов о его прошлой работе. Но самое главное - полное раскрытие информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. На этом-то и посыпалось 10% компаний».
Правда, в законе почти сразу обнаружилась целая масса лазеек. Так что некоторые управляющие компании смогли обойти жесткие требования.
Юрий Кузин, заместитель главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга: «Часть была так называемых клонов, сегодня тоже об этом говорят. Здесь ничего такого нет. Если УК вдруг не получит лицензию, она на всякий случай регистрирует еще одно юрлицо, где учредители одни и те же и так же имеют право на получение лицензии. Если многоквартирных домов нет, то одно из лицензионных требований не проверяется. Это требование по раскрытии информации, раскрывать нечего».
48 таких клонов уже насчитали в Жилищной инспекции. 39 из них лицензию получили. Некоторые просто меняли статус. Ведь ЖКХ и ЖСК компании получать разрешение не нужно.
Тимур Садиков, юрист: «Инициировали, создавали товарищество собственников недвижимости, что в дальнейшем УК была не как УК, а находилась на основании договора обслуживания, тогда не нужна лицензия. То есть они обслуживают товарищество собственников недвижимости они заключают договора с поставщиками коммунальных ресурсов, сами по ним рассчитываются, а за обслуживание территории - самого дома - они платят непосредственно УК некую установленную сумму».
Правда, и у жильцов теперь есть серьезное оружие. Формально даже двух жалоб достаточно, чтобы начать судебное производство и вытеснить недобросовестную управляющую компанию с рынка. На практике условия гораздо мягче, поскольку петербуржцы не очень-то активны.
Юрий Кузин, заместитель главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга: «Жилищная инспекция отправляет информацию в администрацию Петербурга для того, чтобы администрация района могла всем собственникам в доме предложить помощь в проведении общего собрания с тем, чтобы в период проверки эти соискатели высказали своё мнение, хотят, желают ли они, чтобы дальше компания управляла этим домом или нет или у них много к ней жалоб, нареканий и они от неё отказываются. Но у жителей все-таки пассивность наблюдалась, и практически такой возможностью собственники не воспользовались».
Пассивность жильцов можно понять. Роль собственников в России государство навязывает последние 15 лет. Однако чем люди управляют, непонятно, при этом налоги платить надо.
Дмитрий Синочкин, эксперт: «Юристы и ученые до сих пор не понимают, что нам отдали. Нигде нет такого, что квартиры частные, а дом непонятно чей. Если дом понятно чей, например, дом ТСЖ, начинаются вопросы: а почему подвал государственный, а почему чердак государственный, а почему участок порезан по фундаменту и чем тогда управлять? Источников дохода нет, их отобрали еще на первом этапе, а налоги есть».
В любом случае без общественного контроля дело с мертвой точки не сдвинется. Теперь финансовые отчеты любой управляющей компании можно найти в интернете. Дальше сравнивать ценники и тарифы придется активным жителям дома. Возможности для борьбы созданы, так что теперь все зависит от личной инициативы собственников.